Трубное дело
В 2012 году было возбуждено уголовное дело по факту хищения денег при выполнении работ по укладке новых труб в городе Санкт-Петербурге. Фигурантам дела вменялась вина в использовании старых труб вместо новых изделий и нанесению ущерба в размере 3 миллиардов рублей. Тем не менее, окончательная сумма ущерба оказалась значительно ниже и составила 1,3 миллиона рублей. Но так получилось, что подсудимый Андрей Кадкин, видимо рассчитав самостоятельно сумму ущерба, уже внес в качестве компенсации в казну 15 миллионов рублей.
В 2012 году «трубное дело» вызвало огромный общественный резонанс и привлекло внимание к себе большой суммой ущерба озвученной по предварительным расчетам. Следствие началось с задержаний подозреваемых и обысков в петербургском Комитете по энергетике, а также в подрядных организациях.
По уголовному делу проходили в качестве подозреваемых — директор компании-подрядчика «Петроком» Алексей Муравьев, собственник компании «Петроком» Андрей Кадкин, начальник управления заказчика комитета Константин Мосин и глава комитета Олег Тришкин. Они были отконвоированы в Москву для проведения дальнейших следственных действий.
После всех задержаний и выемки документации пресс-служба МВД выпустила пресс-релиз с данными по сумме ущерба, который оценивался в 3 миллиарда рублей и с сообщением по сути проведенной подозреваемыми махинации. Предварительно предполагалось, что вместо прокладки 600 км новых труб были уложены старые, бывшие в эксплуатации изделия, но по цене новых. Деньги на уплату шли из бюджета.
Через год сумма ущерба значительно сократилась и составила уже 50 миллионов рублей. Поэтому Тришкин Олег, просидевший весь этот год в СИЗО, был выпущен под залог и ему изменили меру пресечения. Если он ранее считался подозреваемым, то перешел в разряд свидетелей по делу, которое отправили на доследование. По требованию Генпрокуратуры была назначена бухгалтерская экспертиза с целью определения окончательной суммы ущерба.
Глава «Петрокома» Андрей Кадкин признал свою вину и полностью раскрыл схему обмана: компания «Руструбпром» поставляла дешевые трубы, оборудованные недорогой изоляцией по несоответствующему ГОСТу, а Константин Мосин глава управления заказчика комитета по энергетике обеспечивал приемку работ, «закрывая глаза» на допущенные нарушения. Акты выполненных работ сопровождались поддельными сертификатами Челябинского трубопрокатного завода. В качестве «вознаграждения» за участие в преступной схеме глава отдела строительства котельных «Управления заказчика» Анатолий Хютти и Константин Мосин получали от главы «Петрокома» так называемые «откаты».
Если бы фигуранты уголовного дела смогли продолжить свой незаконный «бизнес», то ущерб мог быть и больше. Но на второй контракт у бюджета не хватило денег на оплату труб по завышенной стоимости и в актах приемки указывались уже действительные марки труб и ГОСТ.
Дело дошло до суда только в 2016 году и с суммой ущерба «всего» 1,3 миллиона рублей. Бухгалтерская экспертиза прошла позже, чем Кадкин успел внести в качестве компенсации ущерба 15 миллионов рублей. Следовательно, государство осталось должно 13,7 миллионов рублей бывшему главе «Петрокома», но он не планирует возвращать деньги.
Слушанья по делам остальных фигурантов дела, которым предъявляются различные обвинения по уголовным статьям, еще не прекращены. Сейчас ожидают решения суда и приговора бывший глава управления заказчика Константин Мосин, его подчиненные Анатолий Хютти, Леонид Шишов, топ-менеджеры «Петрокома» Алексей Муравьев и Сергей Жуковский, собственник «Руструбпрома» Игорь Селиверстов. По данным следствия каждый их них получил от реализации мошеннической схемы примерно по 160.000 рублей. Глава комитета по энергетике Олег Тришкин, отсидевший в СИЗО целый год, по мнению следствия не участвовал в «распределении» денег, а был обманут другими участниками группы, подписывая документы оплаты услуг «Петрокома».