Подмена приговора или монтаж: ВС назначил экспертизу по делу о лишении судьи полномочий
Судья городского суда г. Нальчик Ирина Толпарова была лишена полномочий после рассмотрения дела об убийстве полицейским инспектора ГИБДД. Представители обвиняемого объявили, что судья подменила приговор. Толпарова обжаловала вердикт в Верховный суд.
Убийство в Нальчике произошло в конце 2014 года. Тогда в одном из местных кафе сотрудник полиции Заур Куршаев застрелил из табельного пистолета своего коллегу Анзора Загаштокова. Убийству предшествовала ссора из-за девушки. Через несколько месяцев это дело попало к судье Толпаровой, общий стаж работы которой на тот момент составлял 21 год. Процесс был непростым, но спустя год судья вынесла полицейскому приговор — 7,5 лет колонии строгого режима.
Адвокаты обвиняемого решение обжаловали, заявив, что приговор был подменен. По их словам, письменная версия постановления отличается от зачитанной Толпаровой в ходе заседания.
Верховный суд республики согласился с тем, что подмена решения имела место, и отправил дело на повторное рассмотрение. Кроме того, председатель ВС обратился в квалификационную коллегию для лишения Толпаровой судейских полномочий. В представлении он указал, что в практике ее работы имелся еще один спорный случай, когда после вынесения приговора пенсионеру судья приостановила его исполнение до уточнения состояния здоровья обвиняемого. Тогда апелляция посчитала, что у Толпаровой не было полномочий для принятия подобного решения.
Местная ККС лишила судью полномочий, однако Толпарова обжаловала это решение в дисциплинарную коллегию ВС РФ.
Как утверждала судья Толпарова на заседании, она не осуществляла подмены приговора Куршаева. Кроме того, она сообщила, что аудиозапись в зале суда не велась, а единственное доказательство — диктофонная запись адвоката обвиняемого. Толпарова выдвинула предположение, что запись была смонтирована. Она также рассказала, что просила у ККС назначить экспертизу этой записи, но ей было отказано. Председатель коллегии ВС предложил Толпаровой сформулировать вопросы, ответы на которые она бы хотела получить в ходе экспертизы. Экс-судья предложила свои вопросы, после чего Верховный суд, посовещавшись, удовлетворил ее ходатайство о проведении фоноскопической экспертизы, а в рассмотрении дела объявил трехмесячный перерыв.