Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года
 

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

7 августа 2018
изменения в 44-ФЗ

1 июля 2018 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, касающиеся порядка подготовки к осуществлению закупок и самой процедуры их проведения. Рассмотрим наиболее значимые поправки.

Термины и понятия

В новой редакции 44-ФЗ содержится раздел, где приводятся некоторые термины и понятия, имеющие отношение к сфере госзакупок: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки. Все эти понятия сопровождаются толкованием, а также ссылками на соответствующие статьи закона.

 Подпись

Статья 4 44-ФЗ устанавливает порядок использования электронной подписи: теперь все участники процедуры госзакупок могут использовать только усиленную квалифицированную электронную подпись (прежняя редакция закона допускала использование усиленной неквалифицированной подписи).

Таким образом, всем поставщикам, планирующим принять участие в закупке и не имеющим усиленной квалифицированной подписи, следует принять меры по ее получению: это можно сделать в центрах, которые располагают соответствующей аккредитацией (процедура получения подписей описана в статье 112 44-ФЗ).

Реестры

Новая редакция 44-ФЗ устанавливает нововведения в отношении реестров в ЕИС. Так, с 1 июля 2018 года появится единый реестр участников закупки, где будут фиксироваться все компании, участвовавшие в госзакупках (пункт 6, статья 4).

Срок передачи в соответствующий реестр информации о контрактах и изменениях в них продлен до пяти рабочих дней (пункт 3, статья 103), а срок отправки в РНП данных о недобросовестных поставщиках — сокращен до трех рабочих дней (пункт 5, статья 104).

Новая информационная система

В новой редакции закона устанавливается порядок создания дополнительной государственной информационной системы для мониторинга процедуры закупок. В ней будут фиксироваться действия и бездействие участников, осуществляться контроль работы единой информационной системы и действий пользователей в ЕИС. Предполагается, что новая система начнет функционировать с октября 2019 года.

Госкорпорации

В новой редакции 44-ФЗ дополнительно оговаривается, что корпорации «Росатом», «Роскосмос» и другие крупные учреждения должны выполнять требования законодательства, касающиеся проведения процедуры закупок и подготовки к ней.

Корректировки плана-графика

В новой редакции 44-ФЗ перечислены условия, при которых вносить изменения в план-график можно не позднее чем за сутки до даты размещения извещения (ранее для всех процедур этот срок равнялся 10 суткам). Такие ограничения действуют, когда проводится повторный конкурс или после того, как первый конкурс был признан несостоявшимся, в случае если поставщик является единственным и в ряде других ситуаций.

Определение поставщиков

В законе перечислены процедуры, которые с июля 2018 года проводятся в электронной форме. Среди них — открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, запрос котировок, электронный аукцион. Проводить перечисленные процедуры на бумаге будет допустимо до конца текущего года. С начала 2019-го бумажная форма закупок будет возможна лишь в ограниченном числе особых случаев. К ним относятся: выбор поставщика для оказания гумпомощи или ликвидации последствий ЧС, закрытые закупки, закупка у единственного поставщика и ряд других.

Электронные торговые площадки

44-ФЗ устанавливает требования к электронным ТП. Определяются условия, при которых площадка вносится в специализированный перечень, а также правила, в случае нарушения которых ЭТП может быть исключена из этого списка.

Кроме того, электронные площадки теперь могут удерживать плату с участников закупок. Требования к площадкам и порядок осуществления процедуры закупок через ЭТП содержатся в статье 24.1 закона.

Ограничения для поставщиков

В законе оговаривается, что поставщик должен отразить в декларации соответствия требованиям отсутствие соответствующих законодательных ограничений для участия в закупках. Необходимо также указать, что организация не является оффшорной.

Пени

В случае неисполнения заказчиком обязательств по госконтракту, для расчета пеней будет применяться ключевая ставка ЦБ РФ (а не ставка рефинансирования, как ранее). Эти изменения зафиксированы в части 5 статьи 34 закона.

Обязательства по обеспечению заявок

С 1 июля 2018 года заказчик должен предоставлять обеспечение, только если цена контракта превышает 5 млн рублей. Эти требования не относятся к казенным учреждениям. Способ обеспечения выбирается участником самостоятельно. Напомним, что ранее требование об установлении обеспечения заявки распространялось на всех заказчиков.

Если заказчик выбрал денежное обеспечение заявки, то деньги необходимо внести на счет в одном из банков из перечня правительства РФ. Если на спецсчете недостаточно средств для обеспечения заявки, она возвращается участнику. Если средств достаточно, необходимая сумма блокируется на период осуществления закупки.

Сумма обеспечения заявок регламентируется в пункте 16 статьи 44: при начальной максимальной цене контракте 5—20 млн рублей возможный размер обеспечения составляет 0,5—1% от НМЦК; если цена контракта превышает 20 млн рублей, сумма обеспечения составит 0,5—5% от НМЦК.

Открытые конкурсы

Согласно новой редакции 44-ФЗ, заказчик освобождается от обязательства проводить открытый конкурс всегда, кроме ограниченного числа особых ситуаций.

Устанавливается перечень сведений, который участники должны указать в заявке: почтовый адрес, информация о лоте, документы о соответствии продукции национальному режиму (в случае их отсутствия товар считается произведенным за рубежом), страна происхождения товара (в случае наличия ограничения для товаров, произведенных в иностранном государстве).

В статье 53 (пункт 3) содержится дополнительный перечень ситуаций, в которых вероятно отклонение заявки.

В статьях 54.1—54.7 описана процедура осуществления открытых конкурсов в электронной форме.

Электронные аукционы

В этом отношении произошли довольно серьезные изменения. Так, утратили силу статья 60, регламентирующая документооборот при проведении электронных аукционов, и статья 70, описывающая процедуру заключения договора по результатам аукциона. Контракт теперь заключается в соответствии с общими правилами (параграф 4.1 закона).

При подачи заявки на участие в аукционе согласие с условиями договора и декларация соответствия требованиям передаются через ЭТП. В заявке указывается почтовый адрес (ранее это требование распространялось только на юрлиц), страна происхождения товара (в случае наличия ограничений в отношении товаров, произведенных в иностранном государстве), соответствие продукции нацрежиму (в случае отсутствия такого документа товары считаются продукцией иностранного производства). Всем поступившим заявкам присваивается идентификационный номер (ранее — порядковый номер). Если сведения об участнике закупок имеются в реестре недобросовестных поставщиков, то заявка возвращается.

Срок рассмотрения заявки теперь сокращен до 1 рабочего дня (при сумме контракта не более 3 млн рублей). Ранее этот период не должен был превышать 7 дней.

Вводятся новые требования в отношении минимального размера шага аукциона. Теперь он должен составлять как минимум 100 рублей.

Запрос котировок

В заявке участника должны содержаться сведения: почтовый адрес, цена каждого товара, указанного в ТЗ, документ о соответствии товаров национальному режиму, декларация соответствия законодательным требованиям.

После изучения поступивших заявок создается протокол, содержащий информацию о предлагаемой участниками продукции. В параграфе 3.1 закона устанавливается процедура осуществления запроса котировок в электронной форме.

Обжалование действий (бездействия) заказчика

Подача жалобы может осуществляться в любое время не позднее 10 суток со дня публикации протокола рассмотрения заявок в единой информационной системе (ранее этот срок исчислялся с даты появления в системе плана закупок).

Кроме того, теперь участники могут обжаловать действия, касающиеся закрытых и электронных форм участия в закупках (пункт 4 статьи 105). Расширена ответственность, которую в случае нарушений несут операторы ЭТП: теперь им может грозить дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность (ранее последствия ограничивались компенсацией убытков).

Ожидается, что введенные изменения будут способствовать прозрачности процедуры госзакупок и упростят процесс их осуществления. При этом участникам процедуры придется понести некоторые дополнительные расходы.

Внешняя экспертиза 

Проведение внешней экспертизы теперь обязательно для несостоявшихся электронных закупок.  Новые поправки вводят обязательность внешней экспертизы, то есть экспертизы с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации обязательны для электронных процедур, которые признаны несостоявшимися.

Остались вопросы?
Напишите нам и мы проконсультируем по услугам.
Telegram