Может ли результат анализа ДНК стать единственным доказательством?
 

Может ли результат анализа ДНК стать единственным доказательством?

статьи по экспертизе, стать по оценке

Технологии проведения экспертизы ДНК за последнее время значительно усовершенствовались. Сейчас генетическая дактилоскопия используется в ходе расследования преступлений, при этом специалисты способны обнаруживать даже самые крошечные частицы ДНК. Может показаться, что появление методов генетической экспертизы позволяет находить неоспоримые подтверждения вины того или иного подозреваемого, тем не менее многие эксперты задаются вопросом, могут ли лабораторные исследования генетического материала служить достаточно убедительным доказательством в ходе расследования.

Как анализируют ДНК?

Дезоксирибонуклеиновая кислота представляет собой макромолекулу, содержащую генетическую информацию. ДНК во многом определяет нашу внешность, при этом лишь 0,1% каждой ДНК уникален, остальные 99,9% одинаковы у всех представителей человеческого вида. Судебные эксперты в ходе составления ДНК-профиля анализируют как раз эту одну десятую процента. Найденный на месте преступления биоматериал сравнивают с эталонной ДНК конкретного человека. Вероятность 100-процентного совпадения двух образцов ДНК составляет 1 к 100 миллионам миллиардов.

Исследователи не проводят экспертизу всей генетической информации: они обычно анализируют фрагменты повторяющейся ДНК (короткие тандемные повторы — short tandem repeats, или STR), которые применяются в качестве маркеров в ходе генерирования генетического профиля человека.

ДНК-профиль записывается в виде цифр — чаще всего анализу подвергаются 16 основных генетических маркеров, а также маркер пола.

После того, как из биоматериала, полученного на месте преступления, воссоздан ДНК-профиль, его сравнивают с профилями, находящимися в базе данных. Профили могут совпасть полностью или частично.

Вероятность совпадения одного ДНК-профиля с другим зависит от того, сколько маркеров были использованы в ходе исследования. Так, если эксперт опирался на один маркер, то такая вероятность может составлять 1 к 20. Чем больше маркеров лежат в основе анализа, тем ниже вероятность того, что ДНК-профили двух разных людей совпадут.

Определенную трудность представляет и сам процесс извлечения генетического материала. Наиболее просто воссоздать ДНК-профиль, основываясь на образцах крови, слюны или спермы. В конце прошлого века получить профиль ДНК, воспользовавшись крошечными частицами биоматериала, оставленными на объекте, который человек потрогал, было невозможно. Но технологии не стоят на месте. Сегодня генетики имеют возможность получить ДНК-профиль, воспользовавшись количеством материала, невидимым невооруженным глазом.

Проблема состоит в том, что получить достаточное количество ДНК для генерирования профиля часто непросто. ДНК может деградировать под влиянием ряда внешних факторов, поэтому восстановить некоторые маркеры оказывается невозможным, что позволяет составить лишь частичный ДНК-профиль. Очевидно, что вероятность его совпадения с другими существенно повышается.

Вероятна ситуация, когда биоматериал, взятый на месте совершения преступления, принадлежит разным людям и содержит ДНК нескольких лиц — тогда результатом анализа будет «смешанный» профиль. Потенциально на месте преступления могут содержаться следы нескольких человек, поэтому даже опытный специалист может легко спутать ДНК преступника с, например, ДНК пострадавшего. В этом случае сила и достаточность доказательств рассчитывается с использованием компьютера, а о результате этого расчета уведомляются следователи и судьи.

Можно ли определить внешность по ДНК?

Современная наука позволяет на основании анализа ДНК сделать предположение о внешности ее носителя. Однако возможности фенотипирования ограничены: пока генетики научились с достаточной долей вероятности определять таким способом лишь пол. Что касается других характеристик — например, цвета волос и глаз — то тут речь идет, скорее, о гипотетических выводах. Многие же внешние признаки, такие как рост, пока и вовсе не научились устанавливать по ДНК. Некоторые маркеры позволяют определить происхождение человека. Ожидается, что в скором времени эксперты научатся узнавать цвет кожи носителя ДНК. В связи с тем, что данное направление генетики пока находится в начальной стадии своего развития, выводы подобного рода исследований не используются в качестве окончательного доказательства.

Доказательство вины или случайность?

Все люди, просто проходя по улице или находясь в помещении, постоянно оставляют следы своей ДНК, в частности, за счет шелушения кожи. Прикасаясь к поверхности, мы оставляем на ней невидимые глазу частицы нашей кожи. В ходе анализа эксперты должны принимать во внимание обстоятельства, при которых те или иные следы могли оказаться на месте преступления.

Разговаривая и чихая, человек «разбрасывает» капельки слюны, которые могут сохраниться на поверхности объекта. Появление новых методов, позволяющих анализировать небольшое количество биоматериала, открыло новые возможности, но и привело к проблемам, поскольку на месте преступления теперь можно обнаружить как следы злоумышленника, так и ДНК, не имеющие отношения к произошедшему.

Итак, ДНК человека может быть найдена на месте преступления по нескольким причинам:

1.​ Человек действительно там был.

2.​ Человек коснулся какого-то предмета, который впоследствии был принесен на место преступления.

3.​ Человек пожал кому-либо руку или дотронулся до поверхности, которой потом коснулся другой человек, таким образом «доставивший» чужую ДНК на место преступления.

Иными словами, если ДНК какого-либо лица нашли на месте преступления, это еще не означает, что этот человек виновен.

ДНК, найденная на месте преступления, может оказаться фоновой (т.е. появившейся до совершения преступления), вторичной (т.е. попавшей туда из-за контакта с другим человеком, который никогда не был на этом месте), а также оставленной уже после совершения преступления, например, в ходе проведения следственных мероприятий или в судебной лаборатории.

Несколько лет назад в Великобритании арестовали некоего Адама Скотта. Его обвинили в изнасиловании на основании результатов анализа ДНК, полученной из спермы. Сам Скотт утверждал, что в это время находился за несколько десятков километров от места преступления. Однако, несмотря на то, что доказательство было единственным, суд посчитал его достаточным, и Скотта заключили под стражу. Через некоторое время выяснилось, что он действительно находился вдали от места преступления, а ошибочные результаты ДНК-анализа были получены из-за того, что образцы были случайно заражены в лаборатории — одноразовую пластину использовали повторно.

Этот случай свидетельствует о том, что составленный в результате генетического анализа ДНК-профиль не может служить достаточным доказательством при невозможности установить другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению.

Таким образом, очевидно, что делать выводы, руководствуясь исключительно результатом анализа ДНК, нельзя. Необходимо принимать во внимание контекст и обстоятельства произошедшего, в частности, нужно учитывать, когда и как образцы биоматериала попали на ту или иную поверхность. Результаты ДНК-анализа могут послужить хорошим подспорьем в ходе расследования, однако не могут быть единственным доказательством вины человека.

Остались вопросы?
Напишите нам и мы проконсультируем по услугам.
Telegram